Первая в России железная дорога общего пользования
13 мая 1836 года началось строительство первой в России железной дороги общественного пользования.
Маршрут «Петербург — Царское Село — Павловск».
Указ императора Николая I от 21 марта 1836 года о сооружении Царскосельской железной дороги был обнародован 15 апреля 1836 года. Строительство началось 1 мая 1836.
Строительством Царскосельской железной дороги руководил австрийский инженер Франц Герстнер.
По мнению Ф. Герстнера, принятая в Европе ширина колеи (1435 мм) была слишком мала для создания правильной, с его точки зрения, конструкции паровозов и вагонов. Поэтому царскосельская железная дорога строилась с шириной колеи 1829 мм.
Строительство началось 1 мая 1836. В августе приступили к укладке железнодорожного полотна и за месяц проложили 5 км. Строительство дороги планировалось завершить за 5 месяцев.
Техническое руководство осуществляли 17 инженеров, пятеро из которых уже имели опыт подобных работ на железных дорогах Англии. Всего в период строительства на трассе работало более 3 тысяч человек. Главными рабочими инструментами являлись лопаты и кирки, использовались тачки и конные повозки.
Первоначально Царскосельская железная дорога была проложена от Санкт-Петербурга до Царского Села, а позже была продлена до дачного городка Павловска, при этом общая протяженность трассы выросла до 27 километров.
Торжественное открытие движения на участке Санкт-Петербург — Царское Село состоялось 30 октября 1837 года.
Поездка от Петербурга до Царского села заняла 35 минут, а обратная поездка — 27 минут.
Максимальная скорость достигала 64 км/ч, а средняя составила 51 км/ч.
В последующие три дня в поездах от Петербурга до Царского Села и обратно ездили все желающие.
Первые вагоны напоминали повозки разных классов (видов), носивших соответствующие названия: «дилижансы», «шарабаны», «берлины», «линейки».
В первый год поезда ходили на конной тяге, лишь по воскресеньям составы тянули паровозы.